По материалам журнала ежемесячного информационного аналитического журнала «Автомобильные дороги» № 4 (965) Апрель, 2012″, Статья «Платное – не значит дорогое» c. 123-124.
На территории Рязанской области реализуется пилотный проект по строительству первого частного автодорожного путепровода. О плюсах и минусах проекта рассказывает генеральный директор ЗАО «Региональные платные дороги» Владимир Сопряков.
– Проект подготовлен и реализуется ЗАО «Региональные платные дороги», – рассказывает Владимир Владимирович. – Основной деятельностью компании являются: привлечение инвестиций, подготовка и сопровождение проектов от стадии проведения транспортных исследований до ввода объекта в эксплуатацию, управление региональными дочерними компаниями, владеющими такими объектами на праве собственности. Для реализации проектов в Рязанской области создана региональная дочерняя компания – ЗАО «Инвестиционная компания «РПД-Рязань».
В настоящее время в рамках проекта строится путепроводный переход через железную дорогу взамен железнодорожного переезда 208 км перегона Лесок – Листвянка. Протяженность перехода, имеющего две полосы движения и тротуары, около 600 метров, длина мостового сооружения 39,6 метра. Инвестиционная емкость проекта – 250 млн рублей. Ввод путепровода в эксплуатацию запланирован на август-сентябрь этого года. Ожидается, что путепровод значительно повысит пропускную способность улицы Новоселковская и восточной окружной дороги в Рязани.
Проект реализуется по неконцессионной модели государственно-частного партнерства BOOT (строительство – собственность – эксплуатация – передача), адаптированной к российскому законодательству и одобренной Департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. Эта модель предусматривает строительство путепровода за счет частных инвестиций. Платный проезд будет введен через 2–3 месяца после ввода путепровода в эксплуатацию, в течение указанного тестового периода проезд будет бесплатным. Путепровод будет эксплуатироваться в платном режиме в течение нормативного срока его амортизации (20 лет), после чего передается в муниципальную собственность городу Рязани.
Правовой основой проекта является Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другие нормативные правовые акты. При строительстве путепроводных переходов обеспечивается наличие альтернативного бесплатного проезда транспортных средств.
Учитывая, что в массе российских автовладельцев отсутствует культура пользования платными автомобильными дорогами, что взимание платы за проезд является новым и непривычным явлением, разработчики проекта исходили из того, что плата не должна быть обременительной, то есть должна составлять разумный процент от денежных доходов. Основой подхода послужили опубликованные исследования Норвежского института транспорта (TØI) и изученный специалистами компании опыт Норвегии, где пользование платными дорогами носит массовый характер, а сама система платных дорог строится на принципе альтернативности способа, а не маршрута проезда. Оборотной стороной этого принципа является самая низкая в Европе плата за проезд и развитие городского общественного транспорта.
В результате анализа вышеуказанных источников было установлено, что среднедушевые месячные дорожные расходы городского населения в Норвегии (Осло, Берген, Тронхейм) составляют около 1,2–1,7% среднедушевого месячного дохода. Для автовладельцев России в 2013–2014 годы этому соответствует плата за проезд путепровода не более 10–15 рублей при совершении в месяц не менее 60 поездок. При таком подходе размер платы определяется не стоимостью строительства, а способностью 80–90% автовладельцев оплачивать проезд по платной дороге