«Заторы на переездах», журнал «Автомобильные дороги» № 6 (967) Июнь, 2012

По материалам журнала ежемесячного информационного аналитического журнала «Автомобильные дороги» № 6 (967) Июнь, 2012″, Статья «Заторы на переездах» c. 12-14.

– В Московской области расходящиеся в радиальных направлениях железные дороги разбивают регион на сектора. Транспортная связь с Москвой обеспечивается радиальными шоссе, поперечная связь между секторами – кольцевыми шоссе и сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, на которых находится основная часть переездов. Необходимость обеспечения поперечных транспортных связей между секторами требовала обустройства переездов, и пока интенсивность автомобильного и железнодорожного движения была невелика, они являлись недорогим и эффективным решением. Время подобных решений прошло, сегодня некоторые переезды уже не справляются с возросшими потоками, и их необходимо заменять путепроводами.

Компания «Региональные платные дороги» (ЗАО) была создана НПФ «Норильский никель» для строительства платных путепроводов, что позволяет сократить дефицит объектов транспортной инфраструктуры, повысить качество жизни населения, сэкономить время автовладельцев и обеспечить увеличение пенсионных выплат: оплачивая проезд, российские автовладельцы увеличивают пенсионные накопления граждан России.  Государство не финансирует проект и не принимает участия в работе компании, тем не менее, учитывая социальный характер проекта и его значение для решения проблемы дефицита транспортной инфраструктуры, мы систематически предоставляем информацию о ходе реализации проекта и возникающих проблемах заинтересованным ведомствам. В частности, по рекомендации Минтранса России в идеологию проекта были внесены изменения, предусматривающие передачу путепроводов в государственную собственность по истечении 20-летнего срока их эксплуатации на платной основе.

За проезд легкового автомобиля через построенные компанией путепроводы с 6.00 часов до 23.00 часов будет взиматься плата в размере 10–15 рублей (в ночное время проезд легкового транспорта бесплатный). Оплатить проезд можно на пункте через кассу или автомат, однако выгоднее будет пользоваться многоразовыми смарт-картами, при использовании которых предоставляются скидки. Приобрести их можно будет на ближайших к путепроводу АЗС. За счет взимаемой платы обеспечивается возврат кредита, потраченного на строительство, финансируются ремонт и содержание путепровода, в частности, уборка проезжей части, освещение и благоустройство прилегающей территории. Создание объектов придорожного сервиса на подходах к путепроводу не планируется.

– Владимир Владимирович, переезды являются проблемой только для автомобилистов?

– Переезды сокращают пропускную способность не только автомобильных, но и железных дорог, так как поезда снижают скорость на перегонах с переездами. Закрытие переездов является необходимостью в связи с планами создания скоростных железнодорожных коридоров и увеличением скорости движения поездов. Помимо этого они являются источниками аварий, сопряженных с гибелью людей и повреждением подвижного состава. Исключить аварии и обеспечить безопасность железнодорожного движения возможно за счет закрытия переездов. В период 1995–2010 гг. в России их ликвидировали 4149, а вместо них построили всего 211 путепроводов. Такая практика  привела к увеличению нагрузки на оставшиеся переезды и образованию дорожных заторов, ухудшению транспортной связи территорий, разделенных железными дорогами. Закрытие переездов является необходимостью в связи с планами создания скоростных железнодорожных магистралей и увеличением скорости движения поездов.

– Кто сегодня обеспечивает содержание переездов и кто должен строить путепроводы?

– Содержание и ремонт переездов обеспечивает ОАО «Российские железные дороги», в конечном счете, пассажиры поездов и грузоотправители железных дорог, но пользуются переездами не поезда, а автомобили. Переезды – это объекты железнодорожной инфраструктуры, тогда как путепроводы – объекты автодорожной инфраструктуры, и строить их должны владельцы примыкающих к переездам автомобильных дорог – региональные и муниципальные власти. Однако у местных властей недостаточно средств для содержания и ремонта существующих дорог, не говоря о новом строительстве. В этом тупике ситуация находится уже несколько лет.

Полная версия статьи в .PDF