31 октября 2011 гражданином Олегом Васюкевичем на сайте democrator.ru было опубликовано обращение по вопросу строительства платного путепровода в городе Рязани.
I. Правовой аспект
В обращении утверждается, что проект открыто нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения, что жителей г.Рязани будут заставлять пользоваться платной дорогой, не предлагая бесплатной альтернативы, а отбирая существующую.
- В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ, конституционное право граждан свободно передвигаться (ч.1 ст.27 Конституции РФ) не должно нарушать конституционные права других лиц, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст.35 Конституции РФ.
- Строительство автодорожного путепровода взамен ж/д переезда по ул. Новоселковская в г.Рязани осуществляется за счет собственных средств ЗАО «Инвестиционная компания «РПД-Рязань» в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ (далее- Закон №257-ФЗ), законодательством Рязанской области и нормативными актами муниципального образования — город Рязань. В соответствии с Законом №257-ФЗ автомобильные дороги в Российской Федерации могут находиться в собственности юридических лиц (п.1 ст.6 Закона №257-ФЗ), при этом в соответствии с п.12 ст.6 указанного закона к собственности юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные юридическими лицами за счет собственных средств. В соответствии с Законом №257-ФЗ путепровод является частной автомобильной дорогой, сооружаемой взамен частного железнодорожного переезда, принадлежащего ОАО «Российские железные дороги».
- В соответствии с пп.4 п.2 ст.36 Закона № 257-ФЗ решение об использовании автомобильной дороги на платной основе принимается собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги.
- В соответствии с п.1 ст.37 Закона № 257-ФЗ решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования.
- В соответствии с п.2 ст.37 Закона №257-ФЗ протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, не должна более чем в три раза превышать протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случая, если более 50% протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы.
- Проблема альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования рассмотрена далее в разделе «Социальный аспект».
Указанное обращение содержит ряд предложений, не соответствующих Конституции РФ и требованиям законодательства Российской Федерации. В частности, обращение содержит просьбу сделать «переезд бесплатным» для граждан РФ — «жителей региона», что нарушает требование статьи 6 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми права и свободами и несет равные обязанности, требование ст.17 Конституции РФ, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его места жительства (ст.19 Конституции РФ).
Таким образом, введение платного режима пользования путепроводом, возводимым за счет собственных средств ЗАО «Инвестиционная компания «РПД-Рязань» (г.Рязань), осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения.
II. Транспортный аспект
В обращении утверждается, что после ввода в эксплуатацию Северного обхода города через существующий ж/д переезд направится огромное количество транспорта (по оценке авторов обращения – 25.000 машин), в результате чего образуется проблема вывода такого потока на федеральную трассу М5 в направлении на Челябинск. Утверждается, что жители мкр. Дашково-Песочня, не желающие платить за проезд через путепровод, будут вынуждены совершать перепробег 14 км. Авторы обращения ставят вопрос о целесообразности строительства 6-полосного путепровода на 2-полосной дороге.
- По нашему мнению, первое утверждение является ложным:
- во-первых, Северный обход г.Рязани обеспечивает движение транзитного транспорта с северного направления трассы М5 (на Москву) в обход центральной части города в направлении на Солотчу, Спас-Клепики, Льгов (шоссе Р123, Р105, Р106, Р73) и в обратном направлении. Во внутригородском сообщении Северный обход обеспечивает связь мкр. Приокский, Канищево с мкр. Дашково-Песочня, Черезово-Песочня в объезд центральной части города. Строительство обхода никак не повлияет на транспортный поток через ж/д переезд на ул. Новоселковская, т.к. основу этого потока составляют транспортные средства, следующие транзитом между трассой М5 (южное направление на Челябинск) и шоссе Р123, Р105, Р106, Р73, а также трудовые поездки граждан, направляющихся из мкр. Дашково-Песочня, мкр. Соколовка в центральную часть города (через ул. Куйбышевское шоссе), а также в мкр. Шлаковый, Никуличи и мкр. Московский и Южный, Дашки (через Южный обход). При этом граждане следующие в центральную часть г. Рязани, мкр. Шлаковый, мкр. Никуличи и на Южный обход выбирают указанный маршрут, несмотря на то, что он на 0,2-6,2 км. длиннее маршрута через проезд Яблочкова, т.е. критерием выбора маршрута является не расстояние, а скорость и время движения. В утренние и вечерние часы пиковой нагрузки значительная часть граждан не едут через ж/д переезд, т.к. не знают, сколько времени проведут в дорожном заторе;
- во-вторых,максимальная практическая пропускная способность ул.Новоселковской, имеющей 2 полосы движения, составляет до 28-30 тыс. машин в сутки. Зафиксированная в октябре 2011г. средненедельная суточная интенсивность движения через существующий ж/д переезд составляет около 10270 машин в сутки. Суточная интенсивность движения в течение недели колеблется от 7,8 тыс. машин до 11,25 тыс. машин. Предположение авторов обращения, что через существующий ж/д переезд проезжает 14 тыс. машин в сутки не соответствует действительности;
- в-третьих, увеличение пропускной способности ул. Новоселковской до 25 тыс машин в сутки в результате строительства путепровода не означает, что транспортный поток достигнет этой величины, например, пропускная способность Московского шоссе в 2-3 раз больше фактического транспортного потока, тем не менее, неравномерность транспортного потока по направлениям в течение суток приводит к образованию систематического дорожного затора. Для обеспечения беспрепятственного проезда в часы пиковой нагрузки необходимо обеспечивать 100% и более запас пропускной способности. Предположение авторов обращения, что через путепровод будут проезжать 25 тыс. машин в сутки является чрезвычайно оптимистичным, тогда как проект характеризуется куда более скромными параметрами.
- Утверждение, что перепробег транспортных средств по альтернативным дорогам общего пользования составит 14км не соответствует действительности. Разница длин маршрутов между точкой примыкания ул. Полевая к ул. Зубковой в южной части мкр. Черизово-Песочня (примерные геокоординаты 54°36’06,36” с.ш. 39°48’35,63” в.д.) и точкой примыкания ул. Новоселковская к ул. Куйбышевкое шоссе (примерные геокоординаты 54°34’12,45” с.ш. 39°48’19,80” в.д.) составляет 4.990 метров. Наоборот, маршрут через путепровод при движении из мкр. Дашки-Песочня в центральную часть города (по ул. Куйбышевское шоссе) длиннее альтернативного бесплатного проезда через ул. Проезд Яблочкова на 6190 метров.
- Утверждение авторов обращения, что планируемый путепровод будет иметь 6 полос движения не соответствует действительности. Планируется строительство 2-полосного путепровода с габаритом Г9+2х1,5м (ширина проезжей части 9,0 метров). На практике пропускная способность платных автодорог должна соответствовать прогнозируемому транспортному потоку, который ограничен практической пропускной способностью ул. Новоселковская.
Таким образом, содержащиеся в обращении утверждения касательно транспортной ситуации не соответствуют действительности.
III. Социальный аспект
В обращении утверждается, что стоимость проезда легкового транспорта в размере 10 рублей вызывает вопросы граждан и не соответствует принципам социальной справедливости.
Размер платы за проезд легковых транспортных определялся социальным методом на основе данных государственной статистики за 2008-2010гг. о среднедушевых денежных доходах населения Рязанской области. При этом учитывалось следующее:
- в среднем в утренние (с 8.00 до 10.00 часов) и в вечерние (с 17.00 до 19.00 часов) часы, соответствующие максимумам интенсивности дорожного движения, среднестатистическое время ожидания проезда составляет от 25 до 50 (и более) минут, в остальные часы оно колеблется от 5 до 30 минут. Средневзвешенное по количеству транспортных средств время ожидания проезда в дневное время суток составляет около 15-20 минут (соответствует максимуму вероятностного распределения). Среднестатистический легковой автомобиль с объемом двигателя 1,6 литра при включенной обогревателе салона (или кондиционере) потребляет 1,5 литра бензина в час на холостом ходу или 0,5 литра за 20 минут. При прогнозируемой на июль 2012 года стоимости бензина марки Аи-92 — 30,0 рублей за 1,0 литр это соответствует 15 рублям (ввод путепровода в эксплуатацию планируется в июле 2012 года);
- разница длин маршрута через путепровод и маршрутов для объезда путепровода на ул. Новоселковской по альтернативным автомобильным дорогам общего пользования от точки примыкания ул. Полевая к ул. Зубковой в южной части мкр. Черизово-Песочня (примерные геокоординаты 54°36’06,36” с.ш. 39°48’35,63” в.д.) до точки примыкания ул. Новоселковская к ул. Куйбышевкое шоссе (примерные геокоординаты 54°34’12,45” с.ш. 39°48’19,80” в.д.) составляет 4.990 метров. Среднестатистический автомобиль с объемом двигателя 1,6 литра потребляет по городскому циклу около 10,0 литров бензина на 100 км. пути, т.е. 1 км пути по стоимости бензина обходится автовладельцу в 3,0 рубля (без учета приведенных к стоимости 1 км расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобиля). Таким образом, объезд путепровода по кратчайшему альтернативному маршруту (через проезд Яблочкова) обойдется автовладельцу в 15 рублей (без учета стоимости времени, которая определяется субъективными факторами и различна для различных автовладельцев);
- По данным управления ГИБДД УМВД России по Рязанской области на территории г.Рязани и области на 31 декабря 2010г. было зарегистрировано 313.738 легковых транспортных средств граждан (при социальном подходе грузовой транспорт физических лиц и транспорт юридических лиц не учитывается). По данным Росстата общая численность населения Рязанской области на 1 января 2010 года составляла 1.151,4 тыс. человек (городское население — 808,9 тыс. человек, сельское население — 342,5 тыс. человек). Численность населения города Рязани — 509,4 тыс. человек.
Соответственно, автомобилизация населения Рязанской области на конец 2010г. составляла около 272,5 личных легковых машин на 1000 человек. Текущая автомобилизация населения в Рязанской области (2011г.) составляет 27,3…28%, т.е. транспортными средствами владеет не более 30% населения, которое относится к наиболее обеспеченным 8-й, 9-й и 10-й децильным (10-процентным) группам по уровню среднедушевых денежных доходов.
Cреднедушевой денежный доход населения Рязанской области в 2009г. составлял 12.044,2 рубля в месяц на одного члена домашнего хозяйства. Этот показатель выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации за 2009г. (11.166,7 рубля), т.е. использование общероссийских показателей для оценки доходов 8-й, 9-й и 10-й децильных групп городского населения Рязанской области является обоснованным (фактические доходы этих групп городского населения Рязанской области выше средних по России). По данным Росстата, доходы указанных децильных групп городского населения в среднем 1,8..2 раза выше денежных доходов аналогичных групп сельского населения.
Среднедушевые денежные доходы наиболее обеспеченных групп городского населения (в среднем по Российской Федерации, рублей в месяц)
Денежные доходы на одного члена домашнего хозяйства по годам | Децильные группы городского населения | ||
восьмая | девятая | десятая | |
2009 год | 16.907,6 | 21.523,2 | 32.543,9 |
2010 год | 19.081,1 | 24.437,6 | 37.942,9 |
2011 год (линейная экстраполяция) |
21.254,6 | 27.352,0 | 43.341,9 |
2012 год (линейная экстраполяция) |
23.428,1 | 30.266,4 | 48.740,9 |
Источник: Статистический бюллетень «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств» за 2010г. Раздел 1.1 Таблица Г.
http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_102/IssWWW.exe/Stg/god/01-01.htm
Соответственно, среднедушевой денежный доход домохозяйств указанной 30-процентной группы (включает 8-ю, 9-ю и 10-ю децильные группы) населения составлял в 2010 году около 27.154,2 рублей в месяц (в 2011 году прогнозируемое значение — около 30.649,5 рублей, в 2012г. – 34.145,1 рублей).
Как правило, семьи, состоящие из 2-3 человек, владеют одним транспортным средством (двумя транспортными средствами, как правило, владеют домохозяйства 10-ой децильной группы) При численности семьи, владеющей автотранспортным средством – 2-3 человека и плате за проезд через путепровод в размере 10 рублей (при совершении в выходные и рабочие дни 2-х поездок в день, это соответствует месячным дорожным расходам 600 рублей) месячные дорожные расходы такого домохозяйства составят в 2012 году около 0,586…0,878% денежных доходов в зависимости от числа членов домохозяйства. Путепровод планируется ввести в эксплуатацию в середине 2012 года.
Доля дорожных расходов по отношению к денежным доходам наиболее обеспеченных групп городского населения в зависимости от числа членов домохозяйства (3…2 человека)
(в среднем по Российской Федерации, %)
Дорожные расходы | Децильные группы | ||
восьмая | девятая | десятая | |
2011 год | 0,941…1,41% | 0,731…1,097% | 0,461…0,692% |
2012 год (линейная экстраполяция) |
0,854…1,28% | 0,66…0,991% | 0,41…0,615% |
Для сравнения: по данным норвежского Института Транспорта (TØI) домохозяйства в Норвегии затрачивают на оплату дорожных расходов около 1,07..1,4% годовых денежных доходов. В Норвегии платные дороги функционируют на принципе безальтернативности (бесплатная альтернатива платной дороги отсутствует).
Для сравнения: в свободном доступе в интернет (http://www.avtojob.ru/rec16187.html) размещена заявка жителя г.Рязани гр. Васюкевича О.С., предположительно, владеющего транспортным средством Ситроен C4, о поиске работы в должности Руководителя отдела продаж в г.Москве (!) с месячным доходом 3500 долларов США (около 107.834 рублей по текущему курсу). При числе членов домохозяйства 3 чел. и если гр. Васюкевич О.С. является единственным работающим членом семьи, это соответствует среднедушевому денежному доходу 35.944,66 рублей.
- Платные дорожные сооружения позволяют взимать плату за проезд исключительно с лиц, фактически пользующих такими сооружениями. В этом случае, не имеющие транспортных средств малоимущие граждане не оплачивают строительство и ремонт дорог, которыми пользуются наиболее обеспеченные граждане и коммерческие организации. В соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальный общественный транспорт освобождается от платы за проезд через платный путепровод, т.е. его строительство не приведет к удорожанию проезда в муниципальном транспорте. В основе обращения гр. Васюкевича О.С. лежит ложное понимание общественного блага. Более подробно проблема социальной справедливости в контексте платных автомобильных дорог, проблема распределения бремени расходов на содержание и ремонт транспортной инфраструктуры будут отражены на сайте www.tollroad.ru
Таким образом, размер платы за проезд через платный путепровод соответствует мировой практике определения размера платы за проезд и принципам социальной справедливости.
IV. Аспект безопасности движения
Авторами обращения упущено, что строительство автодорожного путепровода взамен существующего ж/д переезда обеспечивает рост безопасности дорожного и железнодорожного движения.
- Железнодорожные переезды являются источниками повышенной опасности и источниками тяжелых аварий. Закрытие ж/д переезда (208км ж/д перегон «Лесок-Листвянка») на ул. Новоселковской обеспечивает увеличение безопасности дорожного и железнодорожного движения. По данным Ространснадзора более 3400 высокоинтенсивных переездов (1-й категории) требуют первоочередного закрытия и строительства на их месте путепроводов. По причине недостаточного финансирования в 2009г. на Московской железной дороге был построен только 1 такой путепровод, аналогичная ситуация сложилась в 2010г. и складывается в 2011г. При этом за указанный период число аварий на ж/д переездах увеличилось на 15%.
- По информации пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» за 11 месяцев 2011г. произошло 162 аварии на ж/д переездах, в которых пострадали 147 человек, из них 47 человек погибло.
- Необходимость сокращения инфраструктурных издержек и необходимость повышения скорости движения поездов вынуждают ОАО «Российские железные дороги» инициировать процедуры закрытия существующих ж/д переездов 1-й категории (таковым является переезд на ул. Новоселковской), что приводит к ослаблению транспортной связи и разобщению территорий.
- Наличие ж/д переездов сдерживает развитие высокоскоростных ж/д магистралей (нормативная скорость поезда при проезде ж/д переезда равна 60 км/час.) и снижает пропускную способность улицы Новоселковская (г.Рязань), т.к. пик интенсивности движения поездов совпадает с периодом пиковой интенсивности дорожного движения.
V. Экономический аспект
В обращении утверждается, что стоимость проезда легкового транспорта в размере 10 рублей обеспечивает владельцу путепровода совокупные доходы в размере 2,5 млрд. рублей в течение 20 лет (без учета увеличения стоимости проезда и количества транспорта).
- К сожалению, авторы обращения не обладают объемом знаний и информацией, требуемой для построения правдоподобной финансово-экономической модели платного автодорожного путепровода.
- Если бы дорожные проекты имели воображаемую авторами обращения доходность, то в России не было бы проблем со строительством частных автодорог. Однако, все существующие в России платные дорожные объекты (участок трассы М4 «Дон» и ЗСД в г.Санкт-Петербург) создавались с привлечением средств бюджетного финансирования и бюджетных гарантий (на сумму частных инвестиций). Рассматриваемый инфраструктурный проект является первым частным проектом.
С уважением,
Генеральный директор Сопряков В.В.